200-летие Строгановской школы.

Издательско-выставочный проект.

Академический рисунок

В настоящий момент ведется активная работа по подготовке к изданию методических рекомендаций и учебника "Академический рисунок". В планируемом к выпуску издании будут использованы лучшие студенческие работы РГХПУ им. С.Г. Строганова, как пример безошибочного выполнения учебных заданий, ярко иллюстрирующие необходимость и обязательность освоения художественных дисциплин, отвечающих современным федеральным государственным стандартам и требованиям к качеству подготовки студентов. Подобный комплексный подход к современному художественному образованию в области дизайна и изобразительного искусства позволит сохранять и развивать лучшие традиции Строгановской Школы, соответствовать запросам работодателей, предъявляемых к кадрам художественно-промышленного профиля.


Творческая концепция нашего проекта - собрать, развить и передать новому поколению художников и дизайнеров опыт великих мастеров Российской изобразительной культуры. Используя накопленный материал, авторский коллектив выстроит для нового учебника точную последовательность заданий, отработанную в течении многих десятилетий и вместе с тем, предложит новейшие формы работы по освоению изобразительного материала. Специфика Строгановского образования предполагает необходимость изучения окружающего предметного мира и обучения пространственному проектированию объектов. Предмет "Академический рисунок" является необходимой основой для приобретения этих навыков. Авторский коллектив создает образовательные стандарты, позволяющие рассматривать "Академический рисунок" как динамично развивающийся образовательный предмет.

В данном издании планируется опубликовать

воспоминания выпускников

Строгановского Университета

о своих учителях и истории ВУЗа


О Федоре Федоровиче Волошко - руководителе кафедры академического рисунка в 1960-80е годы


Федор Федорович Волошко учился в МИИИ (1935–1941, мастерская А.А. Дейнеки), преподавал в МИПИДИ и в МВХПУ им. Строганова, где в середине 1960-х годов возглавил кафедру рисунка и бессменно руководил ею на протяжении двадцати лет. Методика академического рисунка Ф.Ф. Волошко получила название «конструктивный рисунок». Принципы методики основываются на традициях русской академической школы, методике П.П. Чистякова, а также на разработках в сфере рисунка ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа.

Федор Федорович принадлежал к поколению строгановцев, прошедших войну. Война, безусловно, наложила отпечаток и на характер, и на систему ценностей этого человека. Он был серьезным, основательным и немного ироничным. С первых минут знакомства внушал подлинное уважение, которое со временем только усиливалось.


Волошко повезло с учителями. Одним из самых авторитетных для него был А.А. Дейнека — прекрасный художник, талантливый педагог, харизматичный человек. Федор Федорович любил вспоминать его манеру поведения, умение авторитетно обозначить себя в искусстве и жизни. Мне кажется, Волошко во многом походил на своего учителя, и не только манерой поведения. На фотографиях оба с крупными скульптурными чертами лица, у обоих выразительный, чуть лукавый взгляд. Думаю, что Дейнека во многом определил творческую и профессиональную судьбу Волошко. Традиции послереволюционной Строгановки (ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН), в которой учился А.А. Дейнека, всегда читались во взглядах и оценках Ф.Ф. Волошко.


Попав в рисовальный класс к Волошко в 1977 году, имея некоторые представления о школе рисунка, называемой «Суриковской», я был поначалу поражен отсутствием необходимости маскировать свои навыки под аккуратной и внешне привлекательной манерой. Федор Федорович требовал от нас основательно разобраться с пространством, в котором находился изображаемый объект, с его конструкцией и пропорциями. Часто звучала знаменитая фраза П.П. Чистякова — «Рисовать надо как есть на самом деле, и как глазу кажется». Попытки спрятать слабый рисунок за «красивыми» приемчиками встречались со стороны Волошко разгромным анализом, который всегда сопровождался убедительными иллюстрациями на полях студенческой работы. А вот крепкий, выразительный рисунок, использовавший в своем арсенале средств не только работу над конструкцией и пропорциями, но и убедительное светотеневое решение, всегда заслуживал поощрения. Федор Федорович очень часто устраивал детальный разбор, просмотр того, что сделано за занятие, и мы всегда знали, над чем надо работать и к чему стремиться.


У Волошко мы много работали над портретом и фигурой человека, но мои коллеги и сокурсники, вероятно, помнят его замечательное задание «мотоциклетный мотор». Рисовать нужно было сложно устроенный предмет из потемневшего металла с осями элементов, пересекавшихся под немыслимыми углами. Там никакие приемчики не срабатывали. Волошко любил ломать стереотипы в подходах, заставлял взглянуть на изображаемый объект с неожиданной стороны.


Созданная им в Строгановке школа рисунка была новаторской, инновационной, как теперь принято говорить. Рисунок трактовался как инструмент для изучения предметного мира, инструмент, позволяющий не только фиксировать окружающее, но и проектировать, творить, применяя всю силу фантазии. Художники и дизайнеры, прошедшие школу строгановского рисунка, всегда умели свободно обращаться с формой и пространством.


Характер Волошко, его низкий с хрипотцой голос, уверенная и вместе с тем деликатная манера общения очень притягивали нас, молодых. Он обладал великолепным даром рассказчика, занятия по рисунку нередко превращались в лекции по истории современного искусства. Не помню ни одного случая, чтобы кто-то без уважительной причины пропускал эти уроки. Там всегда было сложно и интересно.

«Интересно» — безусловно, ключевое слово. А еще я уверен, что интерес был взаимный. Волошко было интересно с нами, молодыми, во многом наивными, но ищущими. Он всегда искренне радовался нашим встречам. Я хорошо помню тот общий энтузиазм, с которым встречалось новое учебное задание, и блеск в глазах учеников и учителя.


Председатель правления Фонда содействия развитию

образования в сфере искусства и дизайна «Строгановский Фонд»,

начальник управления научно-информационных проектов РГХПУ им. С.Г. Строганова.

С.С. Селицкий

Made on
Tilda