200-летие Строгановской школы.

Методические рекомендации,

учебник "Академическая живопись"

Краеугольный камень художественного образования


Собрание методического фонда кафедры академической живописи Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова издается впервые за 195 лет — все время существования учебного заведения, непрестанно менявшего свой облик.


«Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», созданная известным ценителем искусств, археологом, попечителем московских учебных заведений графом Сергеем Григорьевичем Строгановым в 1825 году, через 18 лет перешла к государству и была переименована в «Строгановское центральное училище технического рисования». В 1918 году его реорганизовали в «Первые Свободные художественные мастерские», ставшие частью сначала ВХУТЕМАСа, а затем ВХУТЕИНа. После расформирования в 1930 году его факультеты выросли в самостоятельные институты и университеты, среди них — нынешний МАРХИ, Московский полиграфический институт и РГУ им. А.Н. Косыгина (быв. Текстильный институт). Строгановское училище восстановили только после войны, в 1945 году.


Стоит ли удивляться тому, что не все архивы уцелели: самые ранние работы, сохранившиеся в методическом фонде кафедры академической живописи, датируются 1940-ми годами, не считая тех, что попали в музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова.


В методическое собрание вошло лучшее из того, что было отобрано в ходе кафедральных и ректорских просмотров с середины прошлого века до наших дней. Многие работы фактически представляют собой музейные экспонаты: на этюдах стоят печати и росписи выдающихся художников и преподавателей — Сергея Герасимова, Николая Максимова, Дмитрия Тегина, а их авторы сегодня являются обладателями медалей, знаков отличия и почетных наград за создание художественных объектов культурного наследия.


Структура издания соответствует логике программы обучения на кафедре живописи в Строгановке, построенной по принципу последовательного усложнения — от натюрморта, портрета до изображения обнаженной и одетой модели. К каждому типу учебных заданий в качестве примера приводятся образцовые работы студентов прошлых лет. Помимо того что методическое собрание обладает ценностью практического пособия для студентов, абитуриентов и преподавателей, оно раскрывает образовательные традиции Строгановки и утверждает фундаментальное значение академической живописи в формировании профессиональных умений и навыков, необходимых для работы в любой области проектного и художественного творчества.

Изображая натюрморт, студенты учатся воспринимать пропорции, улавливать тонкие светотональные градации, видеть предметы цельно, решать задачи гармонического сочетания цветов. Задания декоративного характера развивают навыки стилизации, чувство фактуры, формы и цвета. Изображение фигуры человека в интерьере закрепляет знание анатомии и перспективы, умение решать пространственные задачи.


Новые технологии изменили способ создания, вид изображений и расширили поле возможностей и профессиональных компетенций художника. Образовательная программа МГХПА им. С.Г. Строганова полностью отвечает современным требованиям — итоговые работы на выпускных кафедрах выполняются в компьютерных графических программах. Но академическая живопись по-прежнему остается базовой общеуниверситетской дисциплиной, поскольку ничто другое так не формирует художественный вкус, чувство меры и стиля, не тренирует руку и пространственное мышление, не развивает восприятие цвета и навык создания композиции. Чем бы впоследствии ни занимались выпускники Строгановки — практиками современного или декоративно-прикладного искусства, средовым или коммуникативным дизайном, знание живописи и умение пользоваться различными художественными средствами становится незаменимой основой для выражения творческой индивидуальности и построения успешной карьеры.


Строгановка — альма-матер известных представителей изобразительного, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства. Здесь учились Игорь Обросов, мастер «сурового стиля»; Олег Филатчев, самобытный художник-монументалист; Олег Осин, создавший мозаики для Нижегородского метрополитена и систему освещения для станции «Менделеевская» в московском метро; Борис Чупов, автор интерьерных монументальных полотен, графики, росписи и живописи для гостиничного комплекса «Вега» в Измайлово; Виталий Орешин, оформивший фасад аэропорта в Петропавловске; Мария Красильникова, известная своими произведениями для Московского международного дома музыки и стадиона «Динамо» в Москве.


Рассматривая работы, представленные в нынешнем издании, нетрудно заметить, как время изменило предметный мир, добавило красок — к акварели и гуаши молодые художники получили в свое распоряжение акрил и масло, но главные принципы изобразительности, определяющие Строгановскую школу живописи, остались прежними.


Нерушимую конвенцию составляют академические стандарты рисунка и живописи, основанные на классических пропорциях и правильной геометрии. Для работ строгановцев характерны конструктивная моделировка формы, декоративная трактовка цвета, не исключающая при этом его сложности, и реалистическое изображение фигуры человека. Преподаватели учат своих студентов анализировать натуру и стремиться к ее образному представлению, а не точной копии. Такой подход оставляет пространство для создания новых форм и композиционных решений.


Кафедра академической живописи унаследовала лучшие традиции русского искусства начала XX века и советской эпохи, привлекая в ряды учителей художников, чьи имена и работы ныне вошли в учебники истории. В дореволюционное время в Строгановке преподавали Михаил Врубель, Константин Коровин, Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, воспитавшие целое созвездие талантливых художников декоративно-прикладного искусства. Среди них — театральный художник Владимир Егоров, автор сценографии спектакля «Синяя птица», впоследствии ведущий художник советского кино, и художник-сценограф Федор Федоровский, ставший главным художником Большого театра в Москве.

К моменту создания ВХУТЕМАСа живопись считалась лидирующим видом искусства, поскольку все новации в искусстве конца XIX — начала XX века утверждались на художественных выставках. Живописный авангард мотивировал стилистические поиски в архитектуре, прикладном искусстве и полиграфии. Все новаторы так или иначе были связаны с живописью. Мастерские Петра Кончаловского, Александра Осмеркина, Владимира Фаворского, Владимира Татлина, Казимира Малевича, Александра Родченко и Варвары Степановой были переполнены. Во ВХУТЕМАСе они приобрели форму «лабораторий», в которых учащиеся проводили опыты, осваивая технологии и основы композиции. «Лаборатория имеет научный, учебный и экспериментальный характер», — писал в программе заведующий лабораторией Александр Родченко. Задачи лаборатории — исследование и разработка вопросов мастерства и техники живописи, для того чтобы «дать учащимся научно-техническое знание и опыт в области живописной техники» вне зависимости от их индивидуальных способностей.


Первым руководителем кафедры монументально-декоративной живописи в восстановленном Строгановском училище стал живописец Павел Кузнецов, который в дореволюционное время входил в творческое объединение «Голубая роза». В тот же период здесь преподавал Александр Куприн, участник объединения «Бубновый валет», а также знаменитые советские художники Александр Дейнека и Сергей Герасимов.

Сегодня элементы творческих методов легендарных преподавателей вошли в систему базовых навыков студентов. В умении строить форму цветом проявляется влияние практик «русского сезаннизма», в работе на пленэре используются импрессионистские принципы, в стремлении к обобщению и реалистическому изображению человека прослеживается влияние советской школы.


В современном виде кафедра академической живописи сложилась в 1960-х годах после структурного разделения. Кафедра монументально-декоративной живописи, с представителем «сурового стиля» Гелием Коржевым и выпускниками Строгановки — создателем собственной живописной школы Олегом Филатчевым и пейзажистом Андреем Орловским в составе, стала выпускающей. Кафедра академической живописи во главе с Николаем Максимовым получила статус общевузовской. Обучение на ней вошло в программу на всех факультетах.


С 1970-х годов место заведующего кафедрой занял Дмитрий Тегин, выдающийся колорист, ученик Бориса Иогансона, затем — Сергей Годына, Владимир Никитин. Сейчас в Строгановке преподают мастера декоративно-прикладного и реалистического искусства: Валерий Рябовол Александр Бакин, Серафим Дементьев, Анатолий Павлов, Валентин Дмитриев, Александр Феряев, Татьяна Ипатенко, Оксана Талагаева, Иван Колесников, Константин Петров, Ильмира Ашурбекова так же молодые преподаватели Иван Грошев, Вера Лагутенкова, Татьяна Лукшт, Никита и Илья Акиловы, Ольга Демиденко. До самой смерти вдохновлял студентов Сергей Горяев, создатель панно для станции метро «Марьина Роща» и грандиозного ансамбля Федерального военного мемориального кладбища.


Разнообразие живописных подходов и высокий технический уровень, заданный великими мастерами прошлого, до сих пор определяют качество образования в Строгановке, которое всегда отличалось прикладным характером. Идея графа Строганова заключалась в том, чтобы связать традиционные ремесла и нарождавшееся промышленное производство. Училище способствовало развитию отечественного прикладного искусства, внедряя в промышленное производство образцы художественных изделий. ВХУМЕМАС и ВХУТЕИН со своими идеями «производственного искусства» заложили основы современного дизайна. Своей задачей они считали подготовку художников, способных работать не только в традиционных видах пластических искусств, но и в создании всей предметной среды, окружающей человека. Этот вектор сохранился и в послевоенное время, когда восстановленное училище открылось с тремя факультетами: промышленного искусства, интерьера и оборудования, монументально-декоративного и прикладного искусства. Начиная с семидесятых Строгановка определяет стандарты прикладного художественного образования во всей стране. Учебные программы, разработанные профессорами Строгановки, начинают использоваться в аналогичных высших учебных заведениях.


Сегодня МГХПА им. С.Г. Строганова готовит профессионалов по семнадцати специализациям. Но, независимо от выбранного направления, будь то дизайн автомобилей, реставрация мебели и даже теория декоративного искусства, студенты проходят обязательное обучение на кафедре академической живописи. Живопись — один из главных предметов, обучающий приемам работы с композицией, цветом и формой на плоскости, развивающий творческое воображение и формирующий общую культуру мышления.


До сих пор механика этого процесса скрывалась за массивными дверями академии. Собрание методического фонда предоставляет возможность всем желающим заглянуть в мастерскую, где на протяжении почти двух веков происходит становление профессиональных художников и где главным учителем была и остается классическая живопись.


Заведующий кафедрой академической живописи,

действительный член РАХ,

член-президиум РАХ,

профессор,

Е.В. Ромашко

Made on
Tilda